Перевести страницу

Новости УАТА

Интервью с Наталией Спенсер об интегративном подходе в современном ТА.


Интервью с Наталией Спенсер, PTSTA-P-EATA про интегративный подход в современной псхотерапии.


Катерина Мариньерой Фаньа беседует с Натальей на темы что такое Интегративная психотерапия, контакт и со-настройка, что происходит за переделами эмпатии, какими вопросами задается интегративный психотерапевт, о переносах, что должны включать в себя вербальные транзакции, что такое пристуствие терапевта, как работать с защитами, а также о глубине и элегантности интегративного метода. Как проходит подготовка специалистов в интегративном ТА и многое другое.

живое, красивое, информативное интервью. Приятного чтения!

17 апреля в Москве пройдет мастер-класс 

«Новое в искусстве современной психотерапии».


24 апреля в Киеве начинается курс специализации по Интегративному ТА.

Интегративный ТА с Натальей Спенсер.



Беседы с Натальей Спенсер об интегративном подходе в современной психотерапии.

Беседу ведет Екатерина Мариньейро Фаньа.


Изучая многочисленные направления в транзактном анализе (ТА), меня больше всего поразили два из них: интегративный и духовный. Для меня это был момент высшей радости, я нашла единомышленников, именно в таком ракурсе я хотела строить взаимоотношения со своими клиентами.


Сегодня у меня есть возможность поговорить об интегративном подходе с Натальей Спенсер. Она единственная прямая ученица на пространстве СНГ одного из основателей данного направления Ричарда Эрскина.

- Наталья, на сегодня метод интегративной психотерапии один из самых динамично развивающихся. Он, несомненно, революционен даже для ТА. Известна дискуссия внутри ТА сообщества на тему, а ТА ли это вообще. Чем лично тебя так покорил данный метод? Я знаю, сколько сил и средств вы потратили на свое обучение у Ричарда Эрскина.


Да, это интересная история. Изначально я достаточно мало что знала о самом Эрскине. Получилось так, что в тот самый момент, когда я искала то, что поможет мне развиваться дальше, как психотерапевту, мне его порекомендовали мои коллеги.


- Похоже, что это была невидимая рука сценария?


Ну, если бы мы говорили о Фаните Инглиш, то, возможно, это про сценарий. Но в интегративном ТА нет понятия положительного сценария. Сценарий рассматривается, как защитная, лимитирующая реакция человека, созданная под стрессом, которая ограничивает спонтанность человека. В моей истории я вижу развитие и усиленный контакт с окружающим.


- Какой он был, этот первый контакт с окружающим?


Я нашла его двухгодичный курс Ричарда в Англии, прошла собеседование и была записана, курс был очень дорогим. Всё что я успела прочитать до начала обучения – это пару статей и половину его книги. Помню, по дороге у меня в голове проносились мысли об авантюрности всей этой затеи. Я понятия не имела, что меня ждет. Такой дорогой контракт! На что я подписалась?!


- Определенно это был большой риск, даже учитывая рекомендации коллег. Вы помните свое первое впечатление о Ричарде Эрскине? Первый контакт с живым классиком ТА, человеком-легендой, уровня Фаниты Инглиш, которая с самим Э.Берном теорию ТА разрабатывала на семинарах в Сан-Франциско.


Я хорошо запомнила нашу встречу с ним. Я не знала, как он выглядит, и приятно удивилась, когда я зашла в офис, он меня встретил с широкой улыбкой, был очень энергичен, с румянцем на щеках и в отличной форме для 70 летнего мужчины.



- Каким было первое впечатление от занятий? От работы мастера?


На первом занятии в группе, в первые два часа, со мной начало происходить что-то непонятное. Я не могла определить, на что я реагировала. Я была чем-то ошеломлена, но не могла понять чем. Только спустя дни, недели я осознала, что это была реакция на интимность. Ричард обладает даром создавать атмосферу уважения, безопасности, умеет проявлять искренний интерес и быть абсолютно открытым к межличностному контакту. Всё вместе это переживается как моменты волшебства! Я невероятно счастлива, что судьба подарила мне возможность учиться у него лично. Моя авантюра окупилась сполна.


- О его обаянии и энергии уже слагают легенды. Даже его оппоненты в ТА сообществе признают его мировой звездой и гордостью всего сообщества. Что такого нового дал вам этот метод как специалисту-практику?


На сегодня я Сертифицированный транзактный аналитик в области психотерапии.


- Насколько я знаю, вы только что в марте сдали PTSTA?


Да, в марте этого года я успешно прошла TEW, и теперь жду документов, после которых я надеюсь стану PTSTA.

- Для не знакомых с ТА читателей скажем, что это предпоследняя ступень обучения в ТА, которая дает право преподавать транзактный анализ и готовить специалистов к сдаче экзамена на CTA. Мои искренние поздравления. Так приятно, что число учителей ТА на русскоязычном пространстве растет. Ведь ТА невероятно разнообразен в своих направлениях.


Конечно, я люблю ТА, в том числе за его разнообразие. Вы знаете, что на сегодня мало кто с уверенностью может сказать, сколько школ и направлений существует внутри ТА.


- Да, кто утверждает, что 9, кто 11 или 12. Транзактный анализ бурно развивается. И все же ваша настоящая любовь в ТА это интегративный подход. У вас глаза сияют, когда вы о нем говорите.

Интегративный ТА, как метод позволяет быть живым, настоящим человеком, когда ты работаешь с клиентом.


Вы имеете в виду особенности схем, структур, моделей, которые рекомендуется использовать в работе с клиентом, чтобы он мог лучше анализировать свой опыт?

Один из основополагающих тезисов интегративного ТА важность контакта. Контакта, в котором у нас возникает ощущение уважения, нашей ценности и мы удовлетворяем наши потребности в отношениях. Для усиления межличностного контакта мы применяем набор методов, которые усиливают этот контакт между клиентом и терапевтом. Один из этих методов называется исследование. Благодаря этому методу человек сам начинает понимать, слышать и ощущать себя намного глубже. Мы помогаем ему попасть в места внутри себя ранее недоступные для него. Другими словами, используя внешний контакт, мы усиливаем его внутренний контакт с собой.


- Похоже самый важный и первичный контакт с самим собой. У меня сразу всплыла книга Ричарда Эрскина «За пределами эмпатии».


Для меня опыт интегративного ТА был как глоток воды в жаркий день! Честно говоря, я не чувствовала в себе достаточно ресурса для сдачи экзамена на СТА до того, как я познакомилась с интегративным ТА.


- Похоже, этот метод сотворил чудо с вашей неуверенностью. Я помню, как присутствовала на вашей предзащите по экзамену на CTA. Честно говоря, я парила от восторга и получила незабываемое удовольствие видеть такую профессиональную работу коллеги. Помню свое впечатление вроде ТА, со схемами и моделями и, при этом, так тонко и изящно.


Этот метод не только позволяет, но и поощряет работать из своего сердца. При этом, когда ты работаешь, ты опираешься на методы, под методы, техники если хотите. Так же как и на его философию, знаешь, как оставаться этичным, защищая себя и клиента.


- Поскольку центром любого психологического подхода является личность человека, то хотелось бы, прежде всего, узнать подробнее, как интегративный подход рассматривает личность и процесс ее интеграции? И особенно хотелось бы узнать больше об интегрированном неопсихическом ЭГО. Звучит очень красиво и притягательно, обещает как минимум свободу и гармонию вселенского масштаба.


У термина интеграция одно из значений интеграции личности. Связное, целостное ощущения своего Я. Того Я, кто я сегодня: моего возраста, меня в этот конкретный момент, включая все мои ресурсы, мой полный потенциал на сегодня. В этом случае уменьшается бессознательная потребность к защитным механизмам, регрессиям, жизненным сценариям. Тогда у меня есть возможность взаимодействовать с миром и быть в полном контакте с другим человеком.
Чувствовать свои настоящие потребности и уметь их удовлетворять, осознавать и проживать свою уникальность. Это процесс воссоздания целостности. Преобразование неосознаваемых, отвергнутых, неразрешённых аспектов Эго в связное Я, у которого, благодаря интеграции увеличивается ресурс. Мы всегда стремимся к максимально интегрированному Взрослому, если использовать терминологию ТА.


- А что за такие особые потребности в отношениях по Эрскину? В чем оригинальность такого подхода? Ведь альянс, отношения терапевт-клиент очень важны и отдельно рассматриваются во всех подходах.


Да, абсолютно правильно, про важность отношений и терапевтический альянс в сфере психотерапии говорят и пишут еще с 50х годов. Много говорится о потребности человека в отношениях. Новизна Эрскина в том, что до него никто не смог детально описать, что конкретно происходит в отношениях, что за потребности в отношениях удовлетворяют люди, с какими потребностями они приходят к психотерапевту. Он описал восемь основных, наиболее часто встречающихся на практике потребностей, о которых важно помнить и уметь давать на них терапевтически необходимый и достаточный отклик. За разработку этих потребностей он получил свой второй приз Эрика Берна в 1998 году.


- Наташа, судя по всему, «Я-в-ОТНОШЕНИЯХ» это не что-то статическое или похожее на глубокую уверенность или убежденность. Это что-то практически проявляемое и диагностируемое, и, что собирает по всем этапам развития личности? Или это такой сильный метод, раз дали терапевту в руки карту, ключ и он тут же обрел интимность в отношениях с клиентом?


Это процесс, иногда мне он напоминает танец со-настроенности на клиента. Танцам, как и всему, надо учиться, за раз все па не выучишь. Мы используем набор методов: это исследование, настройка и вовлечённость, которые ориентированы на отношения и укрепляют контакт.
Своё Я [Self ]психотерапевт использует напрямую, для помощи клиенту в развитии и интеграции контакта и удовлетворения потребностей в отношениях.


- Что вы имеете в виду, говоря напрямую? Это больше самораскрываться перед клиентом?


Напрямую это быть доступным, открытым контакту, на столько, сколько клиент может вынести этого контакта. Это задаваться вопросом:"Как я влияю на вас? как вы ощущаете себя со мной в этот момент?


- Наташа, вы имеете в виду, что необходимо все время уточнять у клиента?


Существуют так называемые отношенческие (relational) виды транзакций. Как все транзакции, они бывают вербальные и невербальные. Например вербальная отношенческая транзакция должна включать меня и тебя сейчас. Используются такие обобщения, как мы, вместе. В этом существует определенная тонкость, их нельзя постоянно использовать.
Эрскин и обучал нас этому навыку, своих учеников, и я надеюсь передать этот бесценный опыт своим ученикам.


- Мне это напомнило всю школу отношений в ТА (relational TA), к которой собственно и относят Ричарда Эрскина, хотя, по сути, эта школа его ученики. Его школа интегративного ТА. Наш ТА так быстро развивается и так уже много направлений.


Конечно подобные транзакции это влияние школы отношений в ТА, одного из самых радикальных направлений на мой взгляд. В рамках школы рассматриваются мета коммуникативные транзакции, которые много и часто используются. В интегративном подходе они тоже присутствуют, но не являются единственным инструментом. Можно привести метафору о достаточности специй, когда мы что-то готовим, то помимо специй у нас присутствуют другие ингредиенты, от того все вместе это получается вкусным!


- Секреты великих поваров и состоят в пропорциях, последовательностях обработки продуктов. Да, это вам не каша из топора. Здесь важна открытость, клиенту и терапевту придется варить кашу, честно вкладывая каждому свои ингредиенты и усилия. Может быть, в следующий ваш приезд проведем совместный мастер-класс кулинарного интегративного подхода? Я готова взять на себя кулинарную часть.


Интересное предложение, надо обдумать. Да, открытые отношения – это важный фокус интегративного подхода. Еще одна важная ценность интегративного подхода в том, что ему можно не только научиться, но и обрести одновременно навыки передачи его другим, для этого и была разработана целая система методов и под методов.


- Интересно, метод работы уже содержит метод обучения. Похоже, что Ричард Эрскин решил достичь высшей степени интеграции в своем подходе.


В этом талант его гения. Конечно мы используем много техник в работе, но все они используются в контексте отношений.


- И все-таки главное это сохранять контакт?


Да, совершенно верно. Основная задача интегративной психотерапии состоит в использовании терапевтических отношений, в способности создать контакт в настоящем как «мостик» к удовлетворяющим отношениям с другими и цельному, наполненному «Я».


- У меня родилась метафора. Контакт похож на пуповину к новому – неопсихическому эго клиента.


Можно сказать и так, интересная метафора.


- Про контакт и настройку с клиентом хотелось бы поговорить еще немного. Я помню, когда мы учились ТА, то делали такое упражнение «Колдунья», когда ты должен был настроиться на чувства, мысли, желания собеседника, представить даже как начался его день, каковые его ожидания от контакта, представить в каком он эго состоянии. Мы не хуже заправских экстрасенсов выдавали информацию друг о друге, совпадений было около 90%. Мне казалось, что глубже настройки не разовьешь. А тут мне, кажется, есть что-то новое в уровнях настройки?


Сама настройка тоже работает на разных уровнях. Например, на уровень развития клиента, на его психологический возраст на данный момент, или на его ритм, или на его актуальную потребность в отношениях. Действительно, сам процесс настраивания на клиента напоминает волшебство эмоционального контакта, что очень важно в этом методе. Например, поведение моё как терапевта, когда я работаю с различными клиентами, может сильно отличаться. С одними я сижу рядом на диване, с другими только в отдельном кресле, напротив. С одними я использую элементы телесной терапии, с другими никогда. И так далее с каждым клиентом это уникальный, свой процесс.


- Чем это отличается от подхода к эмпатии и клиент центрированного подхода к взаимоотношениям с клиентом, например, по К.Роджерсу?


Тем что за десятилетия, которые прошли со времён К Роджерса, сфера психотерапии и психиатрии многого достигла. В каком-то смысле мы все потомки идеи Роджерса, как носители идей о безусловном позитивном признании, об эмпатии. И вместе с тем, мы можем использовать и новые инновации, которые усиливаю идею терапевтических отношений, то, что и имелось в виду под силой эмпатии. Данный метод основан на лучшей из клиент ориентированной психотерапии К. Роджерса, не даром книга-бестселлер Эрскина в переводе называется «За пределами эмпатии».


- Как определенный диалог и благодарность учителям.


Да, Эрскину повезло учиться у прямых учеников К.Роджерса, идеи клиент центрированного подхода стали в сочетании с другими направлениями его основой. Психотерапия как наука не стоит на месте, она растёт и развивается, сегодня мы можем предложить нашим клиентам не только искреннее человеческое сопереживание, что очень ценно, а также терапевтически необходимый и достаточный отклик. Он бывает разный, в зависимости от настройки на клиента.


- Я понимаю, что это трудно объяснить в двух предложениях, для того мы и проводим обучающие семинары. И вместе с тем, я помню по своим ощущениям от вашей работы, которую я наблюдала. Это действительно за пределами эмпатии по К.Роджерсу, и это так тонко и неуловимо для меня было, что я поймала только в ощущениях. Буквально в двух предложениях. Что там, за пределами эмпатии?


Это когда терапевтический контакт настолько силён, что клиент ощущает присутствие живого человека рядом, его не только принимают, понимают, а ему еще и легче от такого присутствия, он это ощущает прямо сейчас, в ходе сессии. Эти ощущения возникают от работы всех трех методов, предложенных Р.Эрскиным: настройка, исследование и вовлечение.


- Чем несколько раз услышать, лучше приходите на семинары Натальи, чтобы увидеть и почувствовать метод на практике. Я знаю, что Ричард учился не только у прямых учеников К. Роджерса. Расскажите про его учителей. Мне кажется преемственность – это важный фундамент для любой школы.


Да, ему в этом отношении очень повезло, он учился у настоящих метров. Например, регрессии такого высочайшего уровня он изучал у Джеки Шифт.


- Напомним нашим читателям, что эта женщина основала школу «Катексис» в ТА, которая славится своим успешным опытом работы с шизофренией.


Гештальт он изучал у Фрица Перлза, а Лора Перлз была его супервизором. Он много работал с Мери и Бобом Гулдингами, родоначальниками школы перерешений в ТА. Я назвала только самые известные имена, на самом деле их на много больше, просто людям они мало что говорят. Весь свой полученный опыт он использовал в интегративном подходе.


- А мы с вами учились у Владимира Гусаковского, который является учеником Мери Кокс. Так что мы с вами ее внучки. Также через Татьяну Сизикову я внучка Дженнифер Макнамара.


Да, мы шутили на эту тему с нашими коллегами в Киеве. И если Ричард сын стольких звезд-классиков, то тогда я тоже являюсь их преемницей через своего учителя, я прикоснулась к их работе, к ремеслу, которое передается из рук в руки. Его нельзя вычитать в книгах. Приятно осознавать, что я тоже внучка всех этих метров.


- Я готова стать их правнучкой, учась у вас. Я согласна, что лучшая система передачи знаний напрямую, от учителя к ученику, через демонстрации, из уст в уста, считывая кожей. Правильно, я понимаю, что концепция открытых и закрытых дверей в контакте полностью из ТА? Или добавилось что-то новое?


Здесь скорее добавилось, чем убавилось. Здесь интегративный подход отличается от классического ТА. Мы не столько говорим о различных личностных адаптациях, связанных с ними драйверах и открытых и закрытых дверях. Мы ищем открытую дверь: чувство, мысли, тело, поведение. Через неё нам легче начать работу, но настоящее, глубинное изменение должно в итоге задействовать все четыре сферы. Иными словами, произойдет интеграция, высвобождение энергии. Для этой цели мы используем и гештальт, и телесно-ориентированную терапию.


- Можно сказать, что отпали адаптации, драйверы, а выделилась еще одна дополнительная дверь – тело для усиления контакта здесь и сейчас, в настоящем?


Да, все верно.


- Наташа, расскажите, пожалуйста, более подробно о таком компоненте взаимоотношений терапевт-клиент, как вовлеченность (Involvement). Это некий подход к внутреннему ребенку, чтобы заинтересовать его терапевтическим процессом, усилить его внутреннее «хочу изменений»? Или это иной специальный акцент на плюсах результата терапии, чтобы стабилизировать и/или повысить мотивацию клиента во время кризисов, которые неизбежны в любой терапии?


Боюсь что ни то, ни другое. Быть настроенным на клиента, исследовать вместе с ним его опыт и не быть вовлеченым невозможно.


- Вовлеченность результат правильного исследования и настройки? Как некий индикатор их правильности?


Можно сказать, что это присутствие, искусство, эмоция психотерапевта. Исследование это то, что он делает, а присутствие это то, как он буквально есть с клиентом.


- Исследование тоже отличается от классического подхода в ТА?


Да, очень отличается. Исследование это один из основных методов, он может делиться на различные виды. Например, феноменологическое исследование. Метод исследования очень сильный инструмент, который гораздо лучше проработан в интегративном подходе.


- Насколько я помню из своего курса ТА, взгляд на перенос тоже иной. Расскажите, пожалуйста, поподробнее о концепции переноса в этом методе.


Перенос интегративном подходе - это история из прошлого, которая разворачивается в настоящем. Ричард любит выражение Берна о «каждодневном переносе» (transference of every day life), то есть мы не только в терапии испытываем переносы, ими наполнена наша жизнь. Мы как терапевты, знающие об определённых потребностях в отношениях, о различных уровнях психологического развития клиента, можем научиться распознавать эти невысказанные, а проживаемые истории, участниками которых мы становимся. Реакция на перенос клиента терапевтом может быть реактивной – отклик-реакция, или проактивной, тогда она психологически необходимая и является лечебной. Достаточно просто и практично, реактивную реакцию мы не хотим проявлять.


- Знаете, это мне напомнило эзопов язык. Мне показалось, что перенос в интегративном ТА рассматривается, как некий эзопов язык диалога между клиентом терапевтом.


Думаю, что это отличная метафора.


- Интегративный ТА как-то иначе смотрит на влияние сценарных решений на контакт?


Я уже говорила, что основной на чём стоит интегративный ТА- это тезис о том, что нам всем необходимы отношения. Это наша основная потребность, без неё мы не до конца не можем чувствовать себя людьми. Это основа основ, а контакт - это способ, через который эта потребность удовлетворяется. Когда же контакт прерван, то потребности не могут удовлетвориться. Если возникающая потребность не удовлетворена, то она нуждается в искусственном удовлетворении, которое отвлекало бы от дискомфорта неудовлетворения. Эти искусственные «закрытия» составляют содержимое реакций выживания и сценарных решений.


- Что является в итоге результатом исследования в интегративном подходе?


Результатом исследования становится увеличение внутреннего контакта у клиента. Часто человек начинает глубже знать себя, включая потребности в отношениях. В фундаменте интегративной психотераии также находятся психодинамические традиции. Эрскин, как и Берн, в первую очередь, были аналитиками. Перестать быть аналитиком невозможно, после того как ты им сформировался. Анализ даёт глубину и элегантность концепции и теории. За это я люблю это направление.


- Здесь мне кажется надо передать поклон всей психоаналитической традиции, которая щедро подпитала ТА.


Да, Фрейд в каком-то смысле наш общий психотерапевтический прадед. Итак, цель терапевтического исследования для клиента и терапевта - совместно открыть и определить функции внутренних процессов и защит. В этом смысле важно раскрытие внутрипсихических функций, например: идентичности, стабильности, последовательности и интеграции. Они требуют особого акцента в психотерапии, если мы ищем долгосрочного, устойчивого эффекта от нашей совместной работы.
Еще особенность метода в том, что настройка и включение позволяет клиенту эффективно перенести функции этих защит в отношения с терапевтом здесь и сейчас. Удивительно, правда? Если клиент сценарно защищается, контролируя время, например, часто проверяя часы, чтобы не перебрать время сессии.
На практике интервенция терапевта может звучать следующим образом: «Вы можете позволить, разрешить мне, контролировать этот процесс, контролировать время нашей работы вместе? Вам не нужно делать всё самому. Вы можете расслабиться, я сделаю это за вас». Часто после такой транзакции у клиента можно наблюдать телесное расслабление, он меняет позу, в основном с благодарностью за облегчение, которое он испытывает.


- Да, акценты и процесс иные в интегративном подходе. Наташа, а в чем роль сопоставления? Что это такое и почему оно так важно?


Сопоставление [Juxtaposition] - это контраст между тем, что предоставляется в терапии, то есть настроенная взаимность терапевтических отношений, и тем, что было необходимо, желанно, но не получено (тогда, в первичных отношениях). Это вызов сценарной системе клиента и его психологическому равновесию (гомеостазу).
Сопоставление переживается с болью, потому что оно стимулирует эмоциональную память, которую клиент затем начинает вытеснять из осознания. Часто сопоставление проявляется в отталкивании терапевта после момента близости, в обнаружении недостатков в терапевте за то, что он фокусируется на потребности клиента в эмоциональной поддержке. Также оно может выражаться в опозданиях или отмене сессии после того, как клиент позволил себе быть зависимым от аффективного ответа терапевта или от взаимности потребностей в отношениях.
В этом случае это сигнал о том, что терапевт двигается в терапии быстрее, чем клиент способен интегрировать опыт. Вообще в интегративной психотерапии чаще можно ошибаться, если двигаешься слишком быстро, темп очень важен.


- Расскажите, пожалуйста, о значении контракта в интегративном подходе? Какие есть уровни и подходы, чем это отличается от классического ТА?


Я бы сказала своей утончённостью. Контрактирование присутствует, так как одним из проявлений базового правила «мы уважаем клиента – мы ничего не делаем без согласия и сотрудничества самого клиента». Одна из любимых фраз Ричарда о том, что хорошая психотерапия содержит много контрактов. Это значит, что мы постоянно создаём новые контракты, мы работаем с клиентом, а не на клиенте. Важным аспектом исследования является исследование разворачивающегося процесса.


- Для меня лично, ценность отношений в ТА была одним из маяков, что побудило меня выбрать ТА, как метод практической работы с клиентами. Когда во время своего обучения в Киеве я познакомилась с концепцией интегративного ТА, то нашла, то, что мне так не хватало в ТА, холистический подход к личности, что оказалось очень ценным для работы с пограничными клиентами, которые очень болезненно реагируют на любую «расчлененность» в представлениях.


Интересно. Для меня этот подход ассоциируется с жизнью, с живость, с искренностью. Здесь нет необходимости прятаться за правила, рамки, теорию. Так же это не «попсовая психология», не «попсовый ТА», чего я не люблю. Это очень красивая, элегантная теория, она базируется на раннем Берне, на концепции контакта из Гештальта и, конечно же, на голоде в признании (recognition) по Берну. В своё время Эрик Берн поставил этот голод вторым по порядку. В интегративном ТА мы ставим эту биологическую необходимость всех людей во главу угла. Последние исследования говорят, что ничто не может помочь человеку настолько эффективно, как целительный межличностный контакт. В дополнение к крепким терапевтическим отношениям мы можем применять психотерапевтические техники, делая это изящно, не нарушая, а усиливая нашу связь, наш контакт.


- Последний вопрос. Обучение в интегративном подходе могут начинать все практикующие психологи или им требуется специальная подготовка в ТА?


Подготовка в ТА не является обязательной. Другой вопрос, что обычно ТАшники часто знают больше об этой интересной и живой школе внутри ТА. Я смело могу рекомендовать данный метод тем людям, кто возможно уже практикует психологическое консультирование или психотерапию в других направлениях, и ищет способы повысить своё мастерство. Это могут быть специалисты, которые прошли обучение в одном или нескольких направлениях психотерапии. Для которых важны терапевтические отношения терапевт-клиент, или они находятся в поиске интегративного инструмента объединить несколько методов, которыми они владеют, в одну высокоэффективную и элегантную модель.


- Исходя из того, что мне известно об интегративном подходе, у меня складывается впечатление об очень стройной концепции, в которую встраивается прекрасно любой подход, где присутствует важность отношений терапевт-клиент.


Да, верно, интегративная психотерапия не является эклектическим набором инструментов из различных направлений психологии. Она является эффективным инструментом по соединению воедино разных направлений, интегративный принцип находится внутри подхода. Как я говорила раньше, даже концепции ТА применяются избирательно.


- Даже внутри самого ТА. В этом смысле интегративный подход выделяется своей системностью и стройностью.


- Да, это так. Еще раз хочу подчеркнуть, что исцеление в интегративной психотерапии происходит в основном, благодаря межличностному контакту терапевт-клиент, поэтому мы применяем только то, что сочетается с концепцией отношений.


- Спасибо большое за беседу, я получила большое удовольствие от нашего разговора. Отдельное спасибо за то, что согласились начать обучение наших коллег в Москве.


Надеемся, что нашим читателем пригодятся знания из нашей беседы. Кого-то данный подход увлечет в большей степени, и мы увидим их на наших мероприятиях, посвященных интегративному подходу, и сможем продолжить этот интересный диалог уже вместе.


Беседу вела Екатерина Мариньейро Фаньа.


О семинарах по Интегративному ТА в Киеве можно узнать перейдя по ссылке http://uata.org.ua/posts/1334401

О семинарах по Интегративному ТА в Москве можно узнать перейдя по ссылке https://www.facebook.com/events/963316140375627/ 



ИНТЕГРАТИВНЫЙ ТА В КИЕВЕ


ИНТЕГРАТИВНЫЙ ТА В МОСКВЕ